You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialise correctly.
самые оперативные новости IT и телекоммуникаций
18:15 | 23.10.2017

Автор: Наталья Рыжкова

Цифровое cегодня в ЖКХ: Москва и регионы

Проекты на стыке IoT и ЖКХ внедряются по всей России - другое дело, что они носят точечный, а то и пилотный характер. Управляющие компании, городские администрации, разработчики и интеграторы пытаются играть по новым правилам, пробуют другие форматы - будучи уверенными, что в перспективе объемы рынка будут огромными, если брать в расчет многоквартирные дома, придомовые территории, территории городов, наконец. Однако, вопрос, кто будет платить за инновации в ЖКХ остается открытым и универсальной схемы пока нет, - на этом сошлись большинство участников конференции «Цифровая трансформация ЖКХ», организованной TelecomDaily совместно с TMT Conference.

ЖКХ - одна из наиболее проблемных сфер хозяйства, хотя бы потому что его участниками выступает большая часть граждан страны; здесь даже информацию о точном количестве домовладений собрать оказалось сложно. По разным подсчетам, долги по коммунальным платежам составляют от 645 млрд до более 1 трлн руб. Попытки сэкономить со стороны жильцов, «подкрутить» показания (это уже управляющие компании), ввести неправильные расчеты (коммунальные службы/«ресурсники») также приводят к тому, что на всех уровнях и во всех регионах огромной страны необходимость ввести «прозрачное» регулирование («умные» ЖКХ построены как раз на этом) сталкивается с потребностью настоять на привычной «серой» схеме. Надо понимать, что современные технологии позволяют делать практически полный учет потребления ресурсов внутри квартиры и дома, но 45% звонков на «горячую» линию президенту год за годом приходится на проблемы ЖКХ, говорит директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.

Как рассказал на конференции Артем Седов, глава производственной компании «Большая тройка», на данный момент есть законодательные нормы, обязывающие жильцов регулярно менять счетчики за свой счет, есть «умные» счетчики (с возможностью передачи информации на сервер, удаленного мониторинга, а то и управления - зависит от модели), но проблема заключается в том, что жильцы не желают за это платить. Согласно его расчетам, установка самых простых подключенных к интернету счетчиков на всю квартиру обходится около 12 тыс. руб. (за комплект - около 3 тыс. руб., включая стоимость установки). Здесь не посчитаны теплосчетчики, так как пока нет технологии, которая бы позволяла измерять тепло на квартиру с погрешностью менее 5%.

Большинство собственников не готовы потратить эту сумму разом, поэтому замена в кредит (со ставкой 10% годовых) - это примерно 196-320 руб. в месяц в счете за «коммуналку» в зависимости от срока кредитования, посчитали в «Большой тройке». Однако раз в восемь лет счетчики должны меняться. С похожими расчетами, по словам Седова, компания столкнулась, когда по технологии NBIoT подключала дома в Иннополисе (Татарстан). Как уточнил Седов, его компания не работает с конечным потребителям, но по договору с ресурсными гигантами было поставлено порядка 300-400 тыс. модемов - для «Интер Рао», «Россетей», «Мосэнергосбыта» и других.

Седов подчеркнул, что на ЖКХ выделяется очень значительное бюджетное финансирование: государство вкладывает сюда даже больше, чем на ремонт дорог. А в рамках концессий идут не менее масштабный частные инвестиции - от «Газпрома», «Альфа Групп», Сбербанка. Седов рассказал о федеральной программе по благоустройству дворов, бюджет которой составил порядка 46 млрд руб., из которых государство выделяет больше половины, а остальные средства находят уже сами субъекты. Сейчас программу решено было продлить еще на 5 лет, так что общий бюджет может достигнуть 250-260 млрд руб. «Большая тройка» проводит для проекта инвентаризацию в городах миллионниках (уже закончили в Краснодаре, Перми, Екатеринбурге). Все объекты фиксируются в том числе через мобильное приложение, через него же осуществляется прямая связь с сотрудниками - речь идет о программе «Горсреда РФ». Потом все данные переносятся в ГИС ЖКХ, то есть становятся открытыми.

У компании много собственных приложений по управлению различными элементами инфраструктуры. Седов назвал «Большую тройку» монополистом на рынке управления отходов. Компания автоматизирует вывоз мусора в 40 регионах РФ, в Белоруссии и в Казахстане.

ЖКХ входит в тройку самых проблемных отраслей по всем обсуждаемым вопросам, отметил член комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Константин Слыщенко. Он на примере Петропавловска-Камчатского рассказал, как сложно, из-за человеческого фактора, внедрялась система мониторинга транспорта: сначала массово вышли из строя счетчики топлива, а потом - счетчики, измеряющие километраж.. По его словам, так же сложно договариваться с домовладельцами, в городе всего два дома имеют общедомовую интеллектуальную систему измерений - всем остальным это не надо.

По словам депутата Госдумы, члена комитета по жилищной политике и ЖКХ, Ильи Осипова, часть проблем связана с тем, что в России чуть ли не самое большое в мире количество собственников жилья, так как в результате приватизации порядка 80% жителей многоквартирных домов оформили собственность. Отсюда возникают сложности с управлением и регулированием отрасли. Кроме того, уточняет он, большинство домов построено с учетом раздельного потребления (за исключением потребления тепла). Все расходы, которые несет на ЖКХ городской бюджет города, так или иначе, оплачивают жители, даже если счет не приходит к ним в виде квитанции.

«Мы готовы выслушать любые инициативы от заинтересованных сторон. Многие управляющие компании уже сами ввели прямые платежи, не дожидаясь законодательных изменений, внедряют и другие технологии. Посмотрите, сейчас у большинства населения уже есть смартфоны, это значит, что потенциально мы готовы работать с любыми приложениями. То есть все куски пазла уже есть, осталось только понять, как его сложить», - говорит Илья Осипов.

В Москве (все чаще лидирует в рейтинге «умных» городов мира), как пояснили в городском Департаменте информационных технологий (ДИТ), подходят к внедрению новых проектов с осторожностью. «У нас серьезные отклонения от регламентов, так как ставим счетчики и все остальное мы сами, а не жители, своя система на дорогах и, в целом, очень широкие возможности внедрения технологий. При этом к любым идеям нужно крайне взвешенно подходить. Чтобы не было, как на Камчатке (реагирует на описанный депутатом опыт в Петропавловске-Камчатском - прим.ред.), сразу планируем бюджет на поддержание системы. Пока не понимаем, кто будет отвечать за работу, каким образом поддерживать работоспособность, не входим», - рассказывает Илья Демнин, руководитель продукта ЖКХ.

Как сообщил Демин, сейчас в его ведении находится 25-30 проектов разной степени готовности. Он разделил их на информационные системы (отвечают за биллинг и учет), на отраслевую деятельность органов исполнительной власти (контроль за работой горслужб), а также на создание инфраструктуры и отраслевую аналитике (управленческие решения принимаются только на ее основе). Сейчас Москва ведет учет более чем с 50 тыс. объектов, примерно 20 тыс. единиц техники контролируется при помощи системы ГЛОНАСС. Сейчас горожане уже имеют возможность удаленно передавать показания счетчиков, а еще через 4-5 месяцев они будут получать напоминалки о том, что эти показания надо передать. В разработке находится единый платежный документ, то есть общий счет на платежи от детских садиков до коммунальных.
 

Источник: "TelecomDaily"

Комментировать Комментировать
Средний рейтинг 5
Оценить статью

01:12 | 17.11.2017

Китайский производитель Oppo, дочерняя структура BBK Electronics, официально объявил о начале продаж своих смартфонов. С 25 ноября в «Евросети», «Связном», М.Видео и

:
00:12 | 17.11.2017

Возможно, не все из наших читателей успели застать Polaroid, однако вплоть до начала нулевых эти фотоаппараты были очень популярны, потому что печатали снимки сразу! В советском детстве они

:
16:31 | 16.11.2017

Mail.Ru Group подтвердила намерение инвестировать в сервис такси. Аналитики говорят, что после сделки "Яндекс.Такси" и Uber, другим игрокам приходится идти на сотрудничество с

:
Популярные новости