You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialise correctly.
самые оперативные новости IT и телекоммуникаций
08:15 | 30.12.2013

Автор: Золотова Татьяна

Хроники российского ШПД-2013

Российский рынок фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) все меньше радует прорывными показателями. В уходящем 2013 году темпы роста количества подключенных домохозяйств продолжали неуклонно снижаться, хотя сами операторы и уверяли, что их базы не редеют, а постоянно пополняются новыми клиентами. При этом и самая долгожданная сделка года – покупка московского провайдера "Акадо" – так и не состоялась.

ИАА TelecomDaily давно изучает и анализирует российский рынок ШПД. По итогам III квартала в России насчитывалось 26,3 млн абонентов ШПД. По сравнению со II кварталом этот показатель вырос всего на 300 тыс. человек, или 1,15%. Крупнейшим игроком на этом рынке является "Ростелеком" с долей 34,5% (9 млн подключений, по итогам II квартала - 8,9 млн), далее следуют "ЭР-Телеком Холдинг" с 10% (2,6 млн и 2,5 млн соответственно) и МТС с 8,9% (2,33 млн и 2,31 млн соответственно). "ВымпелКом" потерял третье место на рынке ШПД (2,3 млн пользователей), уступив его МТС.

Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков не раз в этом году отмечал, что темпы роста снизились у всех игроков рынка. "В крупных городах с населением более 700 тыс. человек рынок уже перенасыщен. Все, кто хотел подключиться к интернету, сделали это, теперь базы растут за счет перетока абонентов от одного оператора к другому", - поясняет он.

По оценкам аналитического агентства iKS-Consulting, в первой половине 2013 году количество домохозяйств, подключенных к фиксированным сетям широкополосного доступа, выросло на 10,8% (до 26,3 млн). Год назад эти темпы составляли 17,5%, два года назад - 22%. В iKS-Consulting отмечали, что темпы подключений по итогам первой половины года оказались наименьшими с момента начала мониторинга рынка аналитиками.

"В крупных городах рынок ШПД вступил в стадию острой конкурентной борьбы, что неизбежно приводит к перераспределению долей между его участниками. Эта тенденция продолжилась в 2013 году, рост конкуренции на рынке заставляет федеральных операторов инвестировать в модернизацию сетей (переход на Ethernet, GPON, FTTB), развивать дополнительные услуги и сервисы, фокусировать внимание на клиентском сервисе", - говорит пресс-служба "ЭР-Телекома".

По словам управляющего партнера iKS-Consulting Константина Анкилова, в уходящем году пользователей ШПД станет больше на 7%, в 2014 году - на 5%.

Поскрести по сусекам

Аналитики сходятся во мнении, что дальше наращивать абонбазы операторы могут либо, открывая офисы в регионах, либо за счет покупок в тех же регионах. "Либо повысить счета уже подключенных абонентов, запуская допуслуги, вроде онлайн-продаж, аренды ПО или платного ТВ", - говорит Константин Анкилов.

В "Ростелекоме" говорят, что среди дополнительных услуг наиболее прибыльные - это интерактивное ТВ и контентные услуги. По итогам 2013 года оператор планирует набрать более 10 млн абонентов ШПД. "Агрессивное строительство оптических сетей доступа создает надежную основу для роста бизнеса в будущем, в том числе за счет развития дополнительных сервисов - "Интерактивного телевидения" (уже 2 млн домохозяйств) и продаж "тяжелого" мультимедийного контента ("видео по запросу", игры, музыка, антивирусы и другое ПО). Таким образом, компания продолжит усиливать позиции в Triple Play, что является также эффективным инструментом обеспечения лояльности пользователей", - говорит пресс-служба "Ростелекома".

"Мы сосредоточены на развитии домашнего интернета и домашнего цифрового телевидения "Билайн" в городах присутствия этих услуг, увеличивая количество подключенных к ним домов и формируя пакетные предложения, включающие необходимое оборудование по определенной стоимости. На данный момент домашний интернет доступен в более чем 100 крупнейших городах России, домашнее цифровое телевидение - в 36", - пояснила политику "ВымпелКома" в отношении развития ШПД пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева.

Чтобы операторам не остаться без новых ШПД-абонентов, им стоит уходить в регионы - в более маленькие города с населением от 300 тыс. человек, где уровень проникновения ниже, говорит Денис Кусков. Данные iKS-Consulting по итогам первых девяти месяцев 2013 года указывают на уровень проникновение услуги в России в 48%. При этом в шести федеральных округах проникновение находится на уровне 43-56%. Самый низкий уровень проникновения - в Южном федеральном округе, который аналитики объясняют высокой долей сельского населения, а также невысоким уровнем развития услуги в ряде республик Северного Кавказа. Наиболее насыщенными остаются рынки Центра и Северо-Запада. ARPU в среднем по стране составил около 345 руб. Самым высоким этот показатель продолжает оставаться на Дальнем Востоке (549 руб.), самым низким - в Поволжском федеральном округе (302 руб.).

Регионы энд столица

"Рост абонентской базы федеральных провайдеров происходит в основном за счет расширения географического присутствия в небольших населенных пунктах с низким уровнем проникновения услуги. В ближайшей перспективе наращивание базы в регионах будет возможно или за счет выхода в отдаленные населенные пункты, где остался неудовлетворенный платежеспособный спрос и где относительно низкий уровень конкуренции, или за счет привлечения абонентов других операторов", - соглашаются с аналитиками сотрудники пресс-службы "ЭР-Телекома".

«АКАДО Телеком» проводит мероприятия по увеличению дохода с абонента и в целом, повышению качества предоставления услуг, что позитивно влияет на текущие показатели оттока. Перед компанией не стоит задач по привлечению абонентов любой ценой. Напротив, там, где уровень проникновения выше 80%, например, в Москве, применяются инструменты удержания и формирование более выгодных предложений: увеличение скоростей при сохранении абонентской платы, добавление новых телеканалов в тематические пакеты. Сегодня выигрывает тот оператор, который обеспечивает как технологическое качество предоставления услуг, так и высокий уровень клиентского сервиса", - сообщил руководитель пресс-службы ГК "АКАДО" Денис Рычка.

МТС увеличивал абонбазу в основном за счет Московского региона, реализуя проект GPON на сетях "Московской городской телефонной сети" (МГТС). По итогам III квартала по этой технологии было подключено 220 тыс. абонентов ШПД (или более 20% абонентов-физических лиц). "В III квартале доля МТС на рынке услуг фиксированного ШПД составила 8,9%. Несмотря на активное развитие фиксированных сетей в регионах России и высокое проникновение услуг фиксированного ШПД в Москве и Санкт-Петербурге, темпы роста рынка высоки", - рассказывает пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов.

МТС концентрируется на увеличении абонентской базы за счет расширения географического охвата сетей, а также подключения пакета телеком-сервисов. В течение 2012-2013 годах оператор построил FTTB-сети почти в двадцати новых городах Дальневосточного, Сибирского, Центрального, Поволжского и Уральского федеральных округов. Алексей Меркутов напоминает, что в 2012 году МТС запустила во всех городах присутствия цифровой телесигнал стандарта DVB-C, а в декабре 2013 года - проект по предоставлению услуг фиксированной телефонии для массового рынка в регионах. "Новые пакетные предложения, включающие фиксированную телефонию и цифровое телевидение, станут драйвером подключений к ШПД, за счет этого мы планируем стимулировать поступательный рост абонентской базы фиксированных услуг в регионах", - делится планами Алексей Меркутов.

Региональная экспансия в этом году была и в политике "ТрансТелеКома" (ТТК), который в 2012 году увеличил число пользователей ШПД на 144%, до 1,05 млн домохозяйств. По итогам III квартала 2013 года оператор подключил 1,3 млн клиентов (1,1 млн во II квартале). В конце декабря он увеличил абонентскую базу до 1,5 млн пользователей. В итоге за последние два года ТТК в десять раз увеличила количество абонентов широкополосного доступа в интернет. В 2014 году оператор планирует достичь показателя в 2 млн пользователей, рассказала вице-президент ТТК - руководитель блока "Доступ" Светлана Шамзон.

"ТТК демонстрирует самый быстрый рост абонентской базы в сегменте ШПД, существенно быстрее рынка. Это объясняется тем, что мы работаем в малых городах, с населением менее 100 тыс. человек и даже менее 50 тыс. человек, рынок которых еще не насыщен и характеризуется высоким неудовлетворенным спросом. Мы подключаем абонентов в примерно 200 городах, в которых у нас уже построены сети. Кроме того, достраиваем сети и выходим в новые города. Прирост абонентской базы происходит преимущественно за счет органического роста: только 30% новых абонентов, подключенных с начала 2011 года, приходится на приобретенные компании", - говорит Светлана Шамзон.

Расширять абонбазу ТТК помогают покупки небольших интернет-провайдеров. К примеру, в этом году оператор приобрел магнитогорского провайдера "Магинфо", завершил присоединение региональных "Дельта Телеком", "Ивтелеком", "Центр информационных технологий", "Дарс-АйПи" и "Электро-ком" (были куплены в 2011-2012 годах). С этими приобретениями оператор увеличил количество абонентов на 17%.

За счет регионов росли также "Ростелеком" и "ЭР-Телеком". "По росту "оптических" абонентов "Ростелеком" показывает темпы роста значительно выше рынка: по итогам III квартала 2012 года было 2,5 млн, по итогам III квартала 2013 года стало 3,5 млн, рост год-к-году на 40%. Таким образом, "Ростелеком" также по факту является крупнейшим провайдером "оптического" ШПД в стране", - сообщает пресс-служба "Ростелекома". На конец 2013 года обеспечена техническая возможность подключения по "оптике" 18 млн домохозяйств, в 2018 году эта цифра должна составить не менее 33 млн домохозяйств.

Оператор называет своим ключевым рынком Московский регион. В 2013 году "Ростелеком" продемонстрировал самые высокие темпы на чрезвычайно конкурентном и насыщенном столичном рынке +27% год-к-году, абонбаза превысила 500 тыс. домохозяйств", - передает пресс-служба "Ростелекома".

ТВ как свет в конце тоннеля

"Рост абонентской базы "Дом.ru" связан с популяризацией цифрового телевидения, HD- каналов, Smart TV. Поскольку услуги выгоднее потреблять в пакете, то абоненты подключают HD-телевидение "Дом.ru TV" вместе с интернетом. При равных условиях на первый план выходит не технология передачи данных, а инновационный технический сервис", - говорит пресс-служба "ЭР-Телеком".

Впрочем, резко и значительно увеличить абонбазу "ЭР-Телекому" может помочь приобретение "Акадо". Напомним, что группа компаний "Ренова" (владеет 67% акций "Акадо", оставшийся пакет принадлежит бизнесмену Юрию Припачкину) и "ЭР-Телеком Холдинг" в октябре 2013 года в очередной раз продлили срок действия соглашения об эксклюзивных переговорах по покупке "Акадо". Теперь до конца 2013 года, однако, компании выдерживают паузу до самого последнего дня и не комментируют будущие действия.

На начало июля "Акадо" обслуживал в Москве 712,5 тыс. абонентов ШПД и чуть более 1 млн подписчиков платного ТВ (1,09 млн клиентов по данным ИАА TelecomDaily). "Бизнес "Акадо" не развивается, а только поддерживается в текущем состоянии. Между тем "ЭР-Телекому" было бы выгодно зайти в Москву, увеличить абонентскую базу на высококонкурентном столичном рынке и подвинуть других московских игроков", - говорил ранее Денис Кусков.

По данным TelecomDaily, итоговый рост количества ШПД-подключений в 2013 году составит 10–11% по сравнению с 13% в 2012 году и 20% в 2011 году.

Источник: "TelecomDaily"

Комментировать Комментировать
Средний рейтинг 5
Оценить статью

08:22 | 21.10.2014

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила сделку по приобретению «Ростелекомом» 50,1% акций ООО «Центр Хранения Данных» (дата-центры группы компаний Safedata).

:
08:01 | 21.10.2014

«Ростелеком» объявил тендер на разработку сервиса «Коммуникатор», который будет представлять собой очередное решение для IP-телефонии по SIP-протоколу. Принципиальным

:
08:00 | 21.10.2014

Нидерландский холдинг VimpelCom, материнская компания российского "Вымпелкома", продает два африканских актива. Компания продолжает курс на экономию и избавляется от малодоходных активов

:
Популярные новости
Новости QIWI