You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialise correctly.
самые оперативные новости IT и телекоммуникаций
10:46 | 02.04.2018

Автор: Веденеева Наталия

Денис Бочаров, Orange Business Services: как ИИ был замечен в российском ритейле

Российский рынок внедрений искусственного интеллекта (ИИ) повторяет ситуацию с «облаками» несколько лет назад: перспективы видны, но платить за них пока боязно. Менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services Денис Бочаров рассказал в интервью TelecomDaily, как ИИ меняет сферу ритейла и назвал наиболее смелые и успешные кейсы.

Как вы оцениваете, отразилось ли внедрение ИИ, даж на первоначальном этапе, на отрасли ритейла? Это радикальные перемены?

Ритейл крайне динамичен - высокая конкуренции заставляет торговые сети вести постоянную борьбу за клиента и за его лояльность. Согласно исследованию Accenture, 68% клиентов не вернутся за повторной покупкой, если они недовольны качеством своего обслуживания.

Это вынуждает ритейл постоянно искать новые решения для формирования уникальных подходов к взаимодействию со своим покупателем. Здесь и приходят на помощь технологии с применением искусственного интеллекта. Офлайн-ритейл по всему миру находится в непростых условиях - например, в 2017 году в США было закрыто 6700 торговых точек. Тем не менее, использование новых технологий позволит ему уже в ближайшем будущем на равных конкурировать с набирающей обороты e-commerce.

Есть ли цифры по количеству кейсов с использованием ИИ?

Очень трудно назвать даже примерное количество таких кейсов. Можно предположить, что, скажем, элементы ИИ в ERP-системах, присутствуют практически у каждого крупного ритейлера. Если же говорить о более специфичных решениях для торгового зала, то здесь игроки рынка пока неохотно делятся информацией о таких внедрениях, так как часть из них является пилотной проверкой новых технологий. Тем не менее, мы видим, что спрос на решения растет. Сейчас мы работаем с двумя клиентами, продающими парфюмерию и ювелирные украшения, над внедрением систем подсчета посетителей и анализа их передвижения по торговому залу и у бьюти-корнеров. Эти сведения помогут им скорректировать свою стратегию продаж и взаимодействия с клиентами.

Где в ритейле наиболее активно работают с ИИ?

ИИ в его слабой форме активно задействуется многими игроками рынка. Можно привести в пример как футуристичные, полностью автоматизированные магазины Amazon в США или 7-Eleven в Корее, так и более прикладные примеры из близкой нам действительности - автоматизированные системы покупок: умные тележки и кассы, внедренные несколькими сетями супермаркетов. Кроме того, ИИ играет ключевую роль в разработке кастомизированных маркетинговых предложений для клиентов. Пилотные развертывания подобных систем позволяют собирать и сводить воедино информацию о покупателях из нескольких источников (Wi-Fi, терминалы оплаты, системы видеонаблюдения, мобильные приложения магазинов), определяя, что именно интересует конкретного клиента.

ИИ задействован и в умной офлайн-рекламе - технология дает возможность демонстрировать товар в зависимости от пола и возраста того, кто смотрит на информационную панель. Такие решения также находятся на стадии пилотных внедрений, в том числе и в России.

Применение ИИ не ограничивается торговыми залами?

Да, например, транспортно-логистические департаменты активно задействуют решения по управлению мобильными работниками - каждый водитель получает на свое мобильное устройство маршрутный лист с оптимальным порядком следования по точкам, автоматически формируемый с учетом текущей дорожной ситуации и характеристик груза. Решения с элементами ИИ используются и для предотвращения потерь при внезапных поломках холодильного оборудования - система анализирует показатели, получаемые от сети специальных датчиков, и заблаговременно уведомляет специалистов службы эксплуатации об отклонениях в температурном режиме.

ИИ работает и на стратегическом уровне - современные ERP-решения также используют анализ больших данных для оптимизации бизнес-процессов компании. Даже целый штат бизнес-аналитиков не в состоянии самостоятельно обработать гигантский массив данных, поступающий из десятков и порой сотен точек присутствия и логистических узлов торговых сетей.

Какие самые необычные кейсы можно вспомнить?

Leroy Merlin не так давно начала работать с технологией дополненной реальности. Покупатели получают возможность обставить свой дом или квартиру виртуальной мебелью из магазина.

Аналогичную технологию используют компании, продающие косметику. Например, японская компания Shiseido установила в своих магазинах умные зеркала, позволяющие виртуально применить на себе тот или иной косметический продукт: тушь. помаду, парик и другие товары. Помимо виртуального мейкапа или примерки, зеркало дает рекомендации по выбору косметики, учитывая индивидуальные особенности клиента.

Оригинальный способ получить информацию о клиенте использует сеть магазинов одежды True Religion. Пока что программа рассчитана лишь на владельцев Apple Watch. Как только покупатель заходит в магазин, устройство предоставляет следующие данные: рост, размеры клиента, историю покупок и даже список желаний.

Пока рано говорить о том, что ИИ стал частью ритейла?

Решения с применением ИИ, безусловно, являются будущим ритейла, но как и на любом рынке в активной стадии развития, на данный момент не все предлагаемые технологии имеют практическую ценность для бизнеса торговых компаний. Поэтому пока ритейлеры предпочитают развертывать подобные решения в ограниченном масштабе для проверки их работоспособности. Полномасштабное внедрение технологии требует значительных затрат - как финансовых, так и временных.

Кроме того, периодически мы сталкиваемся с фразами типа «Зачем это нужно? У нас ведь и так все неплохо работает» - не все понимают прикладные возможности решений с применением ИИ.

Каковы ваши прогнозы на ближайшие несколько лет?

Я уверен, что востребованность этих решений в ритейле будет расти в разных сценариях применения. Согласно исследованию McKinsey уже сейчас так или иначе технологии с применением ИИ задействованы почти в 20% компаний розничной торговли по всему миру. Росту популярности ИИ в ритейле будет способствовать и активное внедрение этой отраслью решений интернета вещей. По данным нашего совместного исследования с iKS-Сonsulting, оптово-розничная торговля является самым быстрорастущим сектором на корпоративном IoT-рынке в России. В 2017 году в этой отрасли насчитывалось 1,4 млн подключенных IoT-устройств, а к 2020 году их число должно вырасти до 4 млн единиц. Они будет генерировать колоссальное количество информации, которое практически невозможно интерпретировать без использования технологий ИИ. 

Источник: "TelecomDaily"

Комментировать Комментировать
Средний рейтинг 5
Оценить статью
13:01 | 13.08.2018
Резидент фонда «Сколково» — компания Texel — разработала технологию цветного сканирования людей, которая не имеет аналогов. Российские специалисты создали сканер, с помощью кот...
: :
09:29 | 08.08.2018
Развитие рынка телемедицинских услуг за последние пару лет в России резко набрало обороты. Страховые компании держат руку на пульсе и, по аналогии с западными коллегами, запускают все больше услуг для...
: :
10:12 | 01.07.2018
В конце прошлого года на рынке б/у гаджетов появилась чуть ли не первая ритейлерская сеть, основанная владельцами компании СarPrice, сети аукционов по продаже поддержанных машин. Новый ритейлер, Smar...
: :
Популярные новости