You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialise correctly.
самые оперативные новости IT и телекоммуникаций
19:32 | 06.02.2018

Автор: Веденеева Наталия

Михаил Холопов, Atlex: «Хостеры превращаются в сервис-провайдеров»

Рынок хостинга в России начал формироваться еще в конце 90-х. Корреспондент TelecomDaily беседует с генеральным директором одной из первых российских хостинговых компаний, Atlex, Михаилом Холоповым. Компания занялась хостингом более 20 лет назад, в 1996 году.

Ред.: Как давно в России существует хостинг? Много ли было «первопроходцев»?

Индустрия хостинга в России начала формироваться в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Это было время гиков-энтузиастов: они хранили и обрабатывали данные на компьютерах, которые сами “на коленке” превращали в подобие серверов. Те, кто умел чуть больше, помогали тем, кто умел чуть меньше. Но жесткой границы между клиентами и поставщиками услуг еще не было. В этот момент сформировалась уникальная система взаимоотношений между хостерами и пользователями услуг хостинга. И те, и другие были фанатами технологий, говорили на одном птичьем языке и вместе с удовольствием и азартом изобретали велосипед. Но это был наш велосипед! Западные модели, свойственные данному бизнесу, стали оказывать существенное влияние на эту специфическую экосистему ближе к середине 2000-х.

2010-е годы можно считать созреванием индустрии хостинга в России. Это массовое внедрение SaaS, различных биллингов и других систем автоматизации работы с ИТ-инфраструктурой. Объемы данных росли и растут, повышается сложность вычислительных задач, клиент все меньше времени готов тратить на инфраструктуру — слишком большого внимания требует ее эксплуатация. Эта ситуация определила окончательный переход с инфраструктурной модели оказания услуг на сервисную. Речь идет о малом и среднем бизнесе. Крупный бизнес по-прежнему содержит штат специалистов, отвечающих за физическую ИТ-инфраструктуру и просто арендует площади и каналы связи в дата-центрах.

Таким образом, за десять лет индустрия прошла путь от удовлетворения спроса на shared hosting (веб-хостинг, доменный хостинг, предоставление SSL-сертификатов) до XaaS, развитие которого определяется внедрением сложного прикладного ПО в компаниях, виртуализацией и т.п.

Ред.: Что сегодня, на ваш взгляд, представляет собой рынок традиционного хостинга в России?

Монополистов как таковых нет. Но закон Парето никто не отменял: 20% игроков держат 80% рынка. Это, главным образом, крупные корпоративные клиенты. Все остальное — розница: частные клиенты, малый и средний бизнес. Это весь российский хостинг сегодня. Количество игроков можно оценить двумя способами: по количеству коммерческих ЦОДов и по количеству компаний, предоставляющих в том или ином виде услуги хостинга (от традиционного веб-хостинга и colocation до IaaS и SaaS). Первых около 250, а вторых примерно в два раза больше. Отдельно стоит отметить постепенную специализацию сервисов: для бухгалтеров, геймеров, криптомайнеров и форекс-трейдеров предоставляются готовые решения, которые разрабатываются специально под потребности конкретных групп пользователей.

Ред.: Каков уровень развития этого рынка на мировом фоне?

С сожалением вынужден констатировать очевидный факт: на данный момент мы среди отстающих. Даже не догоняющих. Мы не разрабатываем собственных операционных систем или платформ виртуализации, все элементы физической инфраструктуры мы также закупаем за границей. В отдельных случаях сборка оборудования может осуществляться в России. Но и тогда используются импортные комплектующие. Ни серверов, ни сетевого оборудования, ни роутеров отечественного производства в полном смысле этого слова у нас нет.

Существует пара российских панелей управления услугами хостинга, но функционально они существенно уступают западным аналогам.

Говоря об оборудовании, стоит отметить, что в мире сегодня нет однозначного лидера. На эту роль не могут претендовать ни HP, ни IBM, ни Supermicro. У каждого поставщика “железа” есть свои сильные и слабые стороны, есть уникальные особенности. Но есть одна существенная общая черта — производится их продукция в Китае. Мы вполне могли бы претендовать на то, чтобы откусить часть этого пирога, но мешают проблемы с управлением и изоляционизм, прикрываемый модными разговорами про импортозамещение.

Китай обеспечил себе возможность учиться у лучших западных компаний, и, благодаря этому, не просто сокращает отставание от них, но стремительно рвется в лидеры. А мы — нет. Хотя могли бы. Ведь до сих пор часть инфраструктуры, созданной под нужды оборонзаказа, функционирует. Иначе невозможно было бы создание таких проектов как “Эльбрус” (МЦСТ).

С другой стороны, пресловутое “импортозамещение” и все усиливающаяся изоляция создают совершенно уникальные возможности. Например, закон о защите персональных данных вынудил многие компании, которые не дали себе труда внимательно разобраться в этом документе, перенести вычислительные мощности из Европы в Россию. Спрос на услуги хостинга на внутреннем рынке вырос.

Ред.: Как поменялось понятие хостинга за последние пять лет?

У заказчиков стали появляться задачи, связанные с обработкой больших массивов данных, сформировалась зависимость от прикладного программного обеспечения (начиная от простейших почтовых сервисов и CRM, заканчивая платформами виртуализации, облачными приложениями, критичными для эффективной работы бизнеса). Из-за этого малый и средний бизнес обратил внимание на возможности IaaS, managed services и других услуг, позволяющих внутренним ИТ-специалистам сфокусироваться на задачах, связанных с совершенствованием, настройкой и эксплуатацией программного обеспечения, и не отвлекаться на “железо”.

На смену админам, фанатично влюбленным именно в "железки", пришли управленцы, имеющие представление об используемом ПО, но совершенно не разбирающиеся в физической инфраструктуре. Потребность рынка в эффективно работающих процессах — своего рода болезнь роста, то есть вполне естественный процесс, который, тем не менее, стимулировал превращение хостинг-провайдеров в сервис-провайдеры. Другими словами: построили больше коммерческих ЦОДов, взяли курс на виртуализацию всего и вся, интерес к аппаратным решениям несколько уменьшился (хотя и не фатально), а спрос на облачные решения и сервисы, созданные на их основе, многократно вырос.

Ред.: Какие новые услуги появились? Какие услуги сейчас становятся более востребованными и почему?

Тут проще ответить простым перечислением: VDI, IaaS, DRaaS, всевозможные объектные хранилища, выделенные интернет-каналы, managed services и CaaS.

Ред.: Готовы ли хостеры зарабатывать на блокчейне? 

Для хостеров блокчейн может быть интересен в двух случаях. Во-первых, как инструмент приема платежей от клиентов, в одном ряду с кредитными картами, QIWI, "Яндекс.Деньги" и т.д. Учитывая тот факт, что в России очень небольшое количество пользователей активно использует криптовалюты для реальных платежей, а не для спекуляций, сверхприбыли или дополнительного заработка это провайдеру не даст. Но даст возможность подтвердить свою инновационность.

Кроме того, майнеры и прочие жертвы криптовалютной лихорадки могут становиться, и становятся, клиентами хостеров. Нужно понять простую вещь: в самом ближайшем будущем функции обеспечения валюты перейдут от драгоценных металлов и полезных ископаемых к объектам ИТ-инфраструктуры, богатым будет считаться тот, кто обладает самым большом запасом вычислительных ресурсов. И тогда дата-центры станут аналогами Форта Нокс. Но это, все-таки, не вопрос ближайшего года или двух.
 

Источник: "TelecomDaily"

Комментировать Комментировать
Средний рейтинг 5
Оценить статью
10:12 | 01.07.2018
В конце прошлого года на рынке б/у гаджетов появилась чуть ли не первая ритейлерская сеть, основанная владельцами компании СarPrice, сети аукционов по продаже поддержанных машин. Новый ритейлер, Smar...
: :
10:19 | 23.06.2018
TelecomDaily только что провел в Москве конференцию MVNO Russia 2018». Один из ее докладчиков, директор по маркетингу и системным исследованиям ООО «НТЦ ПРОТЕЙ» Владимир Фрейнкман от...
: :
13:22 | 09.06.2018
Иван Бояринов, технический директор «Тинькофф Мобайл», и Денис Гудцов, старший пресейл-консультант по операторским решениям «Инфосистемы Джет» рассказали TelecomDaily об о...
: :
Популярные новости