You are missing some Flash content that should appear here! Perhaps your browser cannot display it, or maybe it did not initialise correctly.
самые оперативные новости IT и телекоммуникаций
18:12 | 27.10.2017

Автор: Серебров Юрий

Цифровое ЖКХ: технологии и приложения

На всероссийской конференции «Цифровая трансформация ЖКХ», организованной TelecomDaily и TMT Conference, можно было услышать и стоимость конкретных решений (от счетчиков до модемов), и подробности кейсов, построенных на различных технологиях - как и, собственно, сравнения возможностей данных технологий.

Сети и технологии

Если взять за основу, что при явном преобладании 2G/3G-подключений на российском рынке M2M, все операторы понимают, что энергономичнее развивать другие варианты (у одних вообще нет сотовой сети, другие скоро должны отказаться либо от второго либо от третьего поколения сетей), то мы получим довольно широкий разброс стандартов. Консорциум 3GPP остановился на глобальной технологии передачи данных Low-Power and Wide-Area Network (LPWAN), она же «энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия». Сейчас производители и разработчики решений не находят пока такого протокола, на котором бы согласны остановиться все игроки рынка. Отдельные проекты на LoRa (LoRaWAN) по России реализует «Ростелеком» - более 100 домов в Сибири, контракт с правительством Москвы. Есть стандарт, NB-Fi (Narrow Band Fidelity), его использует «Стриж» (однин из крупнейших игроков данного сегмента), «Вавиот» и другие. На весь район или небольшой город достаточно только одной передающей станции. Данный стандарт позволяет IoT-устройствам совершать обмен данными на расстоянии до 10 км при работе до 10 лет без подзарядки. Этот стандарт называют российским, в июле 2017 Ассоциация интернета вещей подала заявка в Госстандарт на регистрацию его как нового российского протокола обмена данными в узкополосном доступе. Для него АИВ запросила частоту 868 МГц, которая не занята другими технологиями и не требует разрешений. В мире на частотах NB-Fi работает множество пользовательских устройств - маячков и пр.

Однако наиболее перспективным считается NB-IoT (Narrow Band IoT) - это решение для сотовых сетей, которое позволяет сделать IoT-надстройку на существующей инфраструктуре. Ее плюсы заключаются в снижении объема потребляемой энергии конечными устройствами (счетчик воды в данном случае так же, как с NB-Fi, сможет протянуть до 10 лет), лучшем покрытии (к одной соте БС можно будет подключить сотни тысяч простых IoT-устройств) и проникновении в труднодоступных местах (туннели, шахты лифтов, подвали и пр.), чего сейчас сотовые сети добиться не могут.

А перспективен он потому, что возможности сотовых сетей, как правило, значительно превосходят локальных игроков, а от операторов его внедрение потребует минимальных затрат. Проблема заключается в том, что стандартизация NB-IoT, закрепление частот, в России пока не завершены и операторы продолжают ждать решения регулятора, говорит аналитик J`Sons & Partners Consulting.

Как рассказал на конференции Евгений Ахмадишин, гендиректор компании «Вавиот», NBIot в России все никак не запускается и это вызывает разочарование у тех игроков, кто работает на рынке прямо сейчас. Его компания в качестве основного решения использует NBFi и, как он утверждает, выручка растет на 20% в месяц. Во-первых, из-за простоты и дешевизны технологии, во-вторых - из-за того спроса, который есть уже сейчас. По его оценкам, на проект по подключению 8 домов требуется порядка 2400 счетчиков - на разворачивание и отладку сетки уходит до нескольких месяцев, срок окупаемости - примерно 7 месяцев. Он уточняет, что их «умные» счетчики уже по ценам конкурируют с обычными. Разница со счетчиками на воду - менее 1 тыс.руб. (комплект «Вавиота» - примерно 4 тыс.), с многофункциональными электросчетчиками, еще меньше - около 200 руб. (1500 против 1300 руб.). Это значит, что при выборе устройств многие отдают предпочтение IoT. Для управляющей компании своя принимающая станция стоит порядка 100 тыс. руб., но для небольших компаний, для которых эта сумма чересчур велика, «Вавиот» предлагает пользоваться оборудованием бесплатно.

При этом Ахмадишин подробно остановился на минусах нового сотового стандарта. По его словам, у сотовиков слишком часто меняются протоколы (GSM, EDGE, 2G, 3G и т.д.) - пока одно устройство NB-Fi служит на батарейке свои 15 лет, в сотовых сетях сменится несколько технологий… Кроме того, NBIoT не является окончательно утвержденным стандартом, так как параллельно во многих странах (в частности - США) операторы строят в LTE-M, а в «войне стандартов» рано или поздно определится только один победитель, утверждает он. Вдобавок Ахмадишин напомнил, что чипсеты NBFi примерно в 10 раз дешевле, чем для NBIot.

Выступавший следом директор по стратегическим проектам «Вымпелком» Григорий Сизов не согласился с такой оценкой и подчеркнул, что сотовые операторы не бросают обслуживаемыми ими устройства. 2G никто в России выключать не будет, пока «звонилками» продолжает пользоваться 44% абонентов, отметил он. Сизов подчеркнул, что, пока регулятор не одобрит, никто из операторов NBIot у себя не включит, однако, когда это все-таки произойдет, абоненты M2M будут полностью защищены - и 24-часовой технической поддержкой, и с позиций легальности сети. И, напротив, обратные претензии он предъявил в сторону NBFi, указав, что при одной работающей станции в собственности нет ответственной стороны, которая бы обеспечивала круглосуточную техподдержку. Более того, по его словам, если на частоте пойдут помехи, ее кто-то забьет, то такие операторы, как «Вавиот», даже не смогут решить проблему, так как не имеют на частоту никаких прав. Дебаты он закончил тем, что предложил взглянуть на цену чипсетов, когда российские операторы начнут заказывать у китайских производителей миллионные партии. На данный момент, этого рынка еще нет, но он появится и изменит представление о M2M, заявил Сизов.

Владислав Сюркаев, руководитель Департамента прикладных проектов «Ростелекома» не стал подключаться к дебатам вокруг технологий (он мог бы заступиться за LoRA, о которой на конференции в основном промолчали) и сосредоточился на проектах оператора в коммунальной энергетике. Напомним, что "Ростелеком" подключил в Москве на конец второго квартала более 6 тыс. домов в рамках госконтракта по автоматизации учета данных с домовых счетчиков. В Петербурге оператор представил программу по модернизации систем уличного освещения для муниципалитетов.

От технологий к приложениям

Помимо сетей, построенных на измерении данных, есть и готовые продукты в других сферах, также ориентированные на управляющие компании или даже конечного потребителя. Андрей Яценко, управляющий партнер Gorserv, сравнил cобственное приложение компании с Uber или You do. Отличие, по его словам, заключается в том, что с приложением не могут напрямую работать частные лица. Gorserv заключает договоры с исполнителями (после выполнения ими тестового задания), тем самым формируя общую базу исполнителей на разные виды работ. У каждого своя специализация, по мере выполнения заказов за каждым закрепляется рейтинг. Соответственно, все виды работы - это строительные или ремонтные работы в сфере ЖКХ. Яценко сообщил, что примерно половина заказов поступает от операторских компаний на ремонт сетей в домах и на придомовых территориях, вторая половина - это управляющие компании, которые передают в Gorserv заказы от своих жильцов и получают от этого комиссию от суммы чека (сервис работает с онлайн-кассами) в размере 10%. По словам Яценко, средний чек через приложене по стране составляет 1500 руб. В Москве и Петербурге компания действует самостоятельно, в остальных городах (Саранск, Нижний Новгород, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Новосибирск) и других - по франшизе. 

Компания "Домопульт" в одноименном приложении работает только с управляющими компаниями (УК). В итоге свои плюсы получают и УК, и жители. Для УК оно предлагает интеграцию с 1С, лучший контроль за платежами, подключение к городским программам (СКУД, АСКУЭ) и к сторонним приложениям с возможностью дополнительного дохода. На запуск облака уходит около недели. Обслуживание многоквартирного дома будет стоить от 9600 руб. в месяц. Жильцы загружают на телефон мобильное приложение и через него вносят данные со счетчиков, оплачивают коммуналку, заказывают допсервисы (включая мелкий ремонт) и оплачивают их здесь же, ведут чат с диспетчером, получают новости своего дома. 

По данным iKS-Consulting, решения в сфере интернета вещей (Internet of Things, IoT) по удаленному автоматизированному управлению пока имеют минимальное распространение в России: так, решения для "умного дома" занимают лишь 1% рынка. Роль государственного сектора (В2G) на этом рынке с решениями "умного города" и решениями для транспорта гораздо серьезнее: сегмент B2G генерирует более 80% доходов российского IoT.

 

Источник: "TelecomDaily"

Комментировать Комментировать
Средний рейтинг
Оценить статью

12:32 | 13.11.2018

В ближайшее время посетители салонов объединенного ритейлера «Связной-Евросеть» наверняка столкнутся с попытками продавцов настойчиво предложить страховку при покупке техники. В сети

:
18:16 | 12.11.2018

На минувшей неделе «Манго Телеком» обновил один из основных продуктов для бизнес-коммуникаций, предложив ни много ни мало, а целый контакт-центр. На самом деле это хорошо знакомый

:
10:15 | 12.11.2018

У китайских телеведущих и дикторов появились серьезные конкуренты: это роботы, работающие на базе технологий искусственного интеллекта, которые умеют даже копировать мимику и манеры человека,

:
Популярные новости