Мне и моим коллегам часто задают вопрос: зачем, работая над искусственным интеллектом, развивать текстовое направление, ведь уже существуют продвинутые голосовые интерфейсы. Например, с роботами-промоутерами или даже с «мобильными помощниками» вроде Cortana или Siri можно общаться на естественном языке. Нас уверяют, что голосовые интерфейсы, прежде всего, прогрессивнее. На это мы обычно отвечаем, что так-то оно так, но современная цивилизация носит ярко выраженный текстовый характер.
Практически все достижения современного человечества доступны в текстовой форме. В виде текстов мы можем получить практически все что угодно - от должностных инструкций до исследований в области лазерной техники. То есть перед искусственным интеллектом, который свободно работает с текстовой информацией, открываются широчайшие возможности для самообучения и развития. Люди постоянно производят огромный объем информации в текстовом виде. Письменный язык – это хорошо формализованная система, с помощью которой человек передаст свои знания электронному интеллекту.
Как только интеллектуальные системы научатся самостоятельно работать с текстами, находить нужную информацию, обрабатывать ее и, исходя из полученных знаний, формировать алгоритмы действий - перед ними откроются поистине невероятные перспективы. И тогда мир станет другим. Сложно сказать каким именно, но точно не таким, каким мы его знаем сейчас. На смену электронному помощнику придет электронный советник, а, возможно, даже и друг.
И если вам кажется, что думающие компьютеры, способные к самообучению, – это фантастика, то смею вас уверить: они не большая фантастика, чем полеты на Луну. По сути, основы действительно думающего искусственного интеллекта уже заложены.